?

Log in

No account? Create an account

Сб, 28 фев, 2009, 23:17
Мышление в стиле PowerPoint

Вы замечали всеобщее пристрастие к презентациям? Приходя на семинар, на доклад, на тренинг почти наверняка обнаружишь там проектор и очередную PowerPoint-презентацию. Только она, как правило, и остаётся на память от докладчика. А пытались через полгода по ней что-то вспомнить? А пробовали, глядя в презентацию, разобраться в предмете, если не слушали сам доклад?

Давно меня удивляет эта странная тяга к PowerPoint. «Раздаточные материалы» к своим семинарам я всегда готовил в Ворде и обходился без проектора, а чужие доклады конспектировал, не полагаясь на распечатку презентации. Поэтому, как только услышал о том, что Эдвард Тафти написал ругательную книжку о PowerPoint, сразу захотел её прочитать.

Итак, Edward Tufte, «Cognitive Style of PowerPoint: Pitching Out Corrupts Within».

Тафти пишет о том, что PowerPoint (в отличие от многих других программ, таких, как Ворд или Фотошоп) навязывает определённый стиль мышления, причём стиль плохой. Чем же он характеризуется?

Ориентация не на содержание доклада, не на аудиторию, а на докладчика. Докладчик нажимает кнопку, появляется строка. Он читает её. Затем нажимает кнопку, появляется следующая строка, читает... Аудитория пассивна. Она всё равно читает с экрана быстрее, чем докладчик вслух, поэтому быстро устаёт и скучает. Десяти процентам начинающих докладчиков PowerPoint может не дать сбиться с мысли, ещё десяти процентам лучших докладчиков он не навредит, но остальные 80% реально страдают.

Низкое разрешение по сравнению с не только с бумагой, но даже и с обычным экраном, так как приходится использовать крупные шрифты, различимые на стене. Как следствие, доклад и представленные в нём данные разбираются на небольшие, информационно ненасыщенные слайды, которые быстро сменяют друг друга. Но такое членение информации во времени сильно затрудняет понимание контекста и взаимосвязи отдельных слайдов друг с другом. А аналитические способности человека лучше всего проявляются тогда, когда вся информация для анализа и сравнения одновременно находится перед глазами (поэтому — в другом месте — Тафти рекомендует помещать рисунок в книге именно на том развороте, где он нужен; тайм-менеджмент рекомендует обзор — краткую сводку на одном листе — как эффективный инструмента анализа проблемы и т. д.).

К низкому разрешению добавляется засоренность логотипами и прочей мишурой, в итоге на содержание обычно остаётся только половина пространства слайда. А это приводит к дальнейшему снижению качества информации и вообще интеллектуального уровня презентации. Из-за отсутствия места на слайде приходится сокращать предложения, теряя точность изложения. Средний слайд содержит около 40 слов, в то время как речь даёт 100–160 слов в минуту, чтение про себя — 300–1000 слов в минуту, а графическая информация — просто на порядок больше (Эд Рейнхардт: «Если рисунок не стоит тысячи слов — к чёрту его!»).

Защитники PowerPoint ссылаются на то, что минимизация информации способствует чёткости изложения и мысли. Но количество информации не имеет ничего общего со сложностью её восприятия, зачастую наоборот — множество деталей даёт ясность, так как обеспечивает контекст. Это, на самом деле, вопрос качества информационного дизайна (об этом Тафти подробно пишет в своей книге «Envisioning Information»).

Всегда используются списки и однозначная последовательность слайдов, независимо от типа представляемой информации. Это не аналитический метод,— говорит Тафти,— это какое-то телевидение. Формат презентации должен определяться содержанием, а не ограничениями программного обеспечения. Списки с точечками хороши, например, для краткого содержания, но PowerPoint всеми силами побуждает использовать их повсеместно (большую роль здесь играют шаблоны, как стандартные, так и корпоративные). Списки обычно слишком общи, они не любят конкретики, не могут передавать отношения между информацией (кроме порядка следования и иерархии). В итоге информация вырождается в рекламные слоганы и базарное нахваливание товара, а докладчик превращается в маркетолога.

Любители стиля PowerPoint ссылаются на труд Джорджа Миллера «Магическое число семь плюс-минус два», говоря, что больше семи пунктов на слайд делать нельзя, дескать, не усвоится. Но Миллер-то утверждал, что человек плохо запоминает больше семи единиц несвязанной, случайной информации, и писал о том, что этот порог вполне преодолевается, например, с помощью установления общего контекста.

Броские, но никчёмные графики — для Тафти больная тема (раскрытая в «The Visual Display of Quantitative Information»). Стандартные графики PowerPoint ужасны, они поощряют показ минимума информации, содержат массу отвлекающих рюшечек, для понимания требуют легенды, окрашены в бессмысленные цвета и безразличны к сути информации. Но все ими пользуются, потому что они под рукой и не надо лишний раз думать.

Итак, как говорил Джордж Оруэлл в своей статье «Политика и английский язык»: Язык делается всё менее точным и всё более неряшливым, потому что у нас глупые мысли, а неряшливость языка способствует появлению глупых мыслей. Имеем замкнутый круг: качество презентации в PowerPoint низко, потому что у нас глупые мысли, а стиль PowerPoint способствует их появлению.

Что же делать? Есть закон Конвея: организация, проектирующая систему, неизбежно скопирует свою собственную структуру. Microsoft в лице PowerPoint представляет свою структуру: большая программистская бюрократия с любовью к иерархиям, вложенностям и последовательностям, с упором на маркетинг: пропаганда вместо анализа, форма вместо содержания, слоганы и брендинг на каждом углу, быстрый агрессивный темп... Предполагается подчинение пассивной аудитории докладчику.

Зачем нам это для наших технических докладов? Для них есть лучшая метафора — обучение: объяснение, построенное на доверии, рассуждение, поиск истины, вопросы, содержание, доказательство. Для серьёзных задач нужен серьёзный инструмент, и он давно известен: это доклад, отчёт, статья. Практически для всех инженерных и научных тем вместо PowerPoint следует использовать текстовый процессор.

Надо дать слушателям такой источник информации, который позволял бы им самим управлять порядком и скоростью изучения материала. Идеальный вариант — заранее напечатанный доклад и живая беседа. Материал позволяет слушателям подготовиться и остаётся у них на память, а в ходе беседы обсуждается изложенная в докладе информация, задаются вопросы, аудитория из пассивного слушателя превращается в активного участника. Вот тогда-то и будет нам счастье.

Примерно так выглядит краткое содержание книги (она небольшая, всего 32 страницы) в вольном пересказе. В оригинале, конечно, каждый пункт рассматривается и поясняется на живых примерах. Очень рекомендую всем, кто время от времени запускает PowerPoint.

Вс, 1 мар, 2009 12:13 (UTC)
hardsign

1. Вот ты, товарищ, видел мою презентацию про работу с БД хранилища. Скажи, в чём её сделать, если не в Могучей Точке?

2. Какую из своих структур Мелкософт воспроизвёл в SQL Server, Excel, Windows CE (именно CE!)?

3. Нет ли у упомянутого автора брошюрки страниц на 8 под названием "conservatory adjustment"?

Вс, 1 мар, 2009 20:01 (UTC)
egorius

Чтение нужно не для того, чтобы возражать и опровергать, не для того, чтобы соглашаться и верить на слово, не ради разговоров и досужей болтовни, но чтобы размышлять и оценивать.
— Френсис Бэкон.

Насчёт твоей презентации — имхо, она бы сильно выиграла, если бы была написана связным текстом. Равно как твоя книжка™ сильно проиграла бы, будь она презентацией.