?

Log in

No account? Create an account

Вс, 12 июл, 2015, 00:17
Книги: июнь

Сергей Даниэль, «Искусство видеть»

Одна из тех книг, знакомство с которыми должно было состояться еще в художественной школе (и ведь стояла на полке!), но интерес к которым появляется только сейчас. «Стандартным» темам вроде компоновки и ритма в ней уделено совсем немного внимания. Она более философская, хотя и на вполне конкретных примерах.

Главная мысль, пожалуй, состоит в том, что зритель наравне с художником является полноценным участником творческого процесса, и сознательному восприятию нужно учиться.

Картина есть высказывание, сделанное изобразительными средствами на визуальном языке. Всякий язык ограничен, не может сравниться с многообразием природы (в которой художник так или иначе черпает вдохновение), и от него не требуется даже правдоподобия. Подготовленный зритель может превратить высказывание художника в диалог, воспринять не изображение, а нечто большее — образ и смысл.

Углубляясь дальше, не гуманитарий вроде меня рискует совсем утонуть в словах. Но в книге действительно много умных мыслей, ради которых ее стоит прочесть.

Вс, 12 июл, 2015 03:15 (UTC)
pigdeon

Есть также мнение, что подготовленному зрителю даже и отображаемое художником его, художника, восприятие не очень-то нужно. Вопрос лишь в глубине подготовки. :Е Такая картина - это шаманизм, попытка индуцировать эмоции посредством визуального "сигнала". Не очень пока получается, прямо скажем. Поэтому "абстрактное" искусство и воспринимается обычно "наоборот", в виде гештальта, который (непонятно почему) как-то там резонирует с сознанием зрителя. А всякие "канонические" интерпретации и "таинственные послания" - это не более, чем маркетинговый ход для привлечения зевак. Кстати, искусство реализма и его вариации по этой же причине будут постоянно востребованы, в силу простоты интерпретации стереотипических образов (и для производства и для потребления). И таки большая часть "классического" искусства именно такая, пока фотоаппарат не изобрели.
Похожее воздействие на подсознание пытались осуществлять также поэты - символисты, но "прямая" интерпретация слов настолько сильная штука, что всякие оттенки ритма, интонации, звукопись, просто тонули в шумах. Отчасти это связано с выбором лексики, которая просто загружала мозг типичного потребителя на 100% только лингвистической работой.

Вс, 12 июл, 2015 09:43 (UTC)
egorius

Ну, в шаманизм-то автор не впадал, это все-таки ближе к психологии восприятия, чем к искусствоведению. А вот насчет стереотипов и взаимонепонимания между художниками и публикой у него там много чего написано.

Кстати, есть мнение, что при должной подготовке и художник-то не очень нужен (:

Вс, 12 июл, 2015 17:52 (UTC)
pigdeon

My point exactly.
Кстати о запретном искусстве. Хочешь приобщиться к созданию искусственного интеллекта? Не совсем годного для порабощения человечества, но примерно как 2х летний слепой ребенок. Там подразумевается сетевая база данных, хранимые процедуры, почти все как ты любишь. И немного еще шаманством украсить.

Вс, 12 июл, 2015 18:22 (UTC)
egorius

Сетевая — это какая именно? И почему сетевая?
Но если откровенно, то вряд ли я сейчас найду время...

Вс, 12 июл, 2015 18:38 (UTC)
pigdeon

Можно сделать и наоборот, вести дискуссию в формате ЖЖ, например. Делать как бы ничего не надо, но надо подумать. Если тема тебе интересна, то два-три обмена в неделю приблизит гиганта мысли к искомой цели. Лингвистическим, синтаксическим анализом и распознаванием изображений заниматься не будем. Ммм?

Вс, 12 июл, 2015 18:44 (UTC)
egorius

Вот насчет подумать — это завсегда пожалуйста.

Ср, 15 июл, 2015 16:17 (UTC)
pigdeon

Давай, в частных сообщениях. Может я из этого продукт сделаю: "случаи разные бывают".